Процедура покупки недвижимости в Болгарии
Оформление недвижимости в собственность
Квартиры. Законодательство разрешает приобретение квартир на иностранное физическое лицо, иностранное юридическое лицо и на местных лиц. Одновременно с квартирой оформляется «идеальная часть» участка земли, находящаяся под домом и «падающая» на квартиру. Обычно она составляет от 0,3 до 5 кв. м. и являет собой условное понятие. Не запрещается регистрация фирмы по адресу квартиры и использование ее в качестве офиса. Это относится и к квартирам, оформленным на иностранных физических лиц. Иностранцы - владельцы квартир имеют те же права, что и болгары, включая право предоставления под наем.
Дома, отели, рестораны и иные здания. Приобретать здания могут те же лица, которые имеют право покупки и квартир. Землю под зданием и прилегающий участок иностранцам продавать запрещено. В качестве выхода из положения можно заключить договор аренды участка земли на длительный срок за символическую плату. На практике при продаже здания в его стоимость всегда включается и стоимость участка земли. Она составляет незначительную часть (до 1 - 10%), поэтому высокая арендная плата неуместна. Этот вариант подходит при покупке дома для периодических краткосрочных приездов, например, для летнего отдыха. Если же покупатель планирует проживать в Болгарии постоянно, то при покупке здания на частное лицо, участок земли лучше оформить на фирму. Будут составлены 2 нотариальных актах: на здание и на участок земли. В стандартном случае при покупке и здания и земли на одно и тоже лицо оформляется один нотариальный акт.
Покупка и здания и участка на фирму не вызывает никаких юридических затруднений.
Земля и леса. Запрещена продажа земли и лесов иностранцам. Это относится и к участкам под строительство и к сельскохозяйственной земле. Разрешено брать в аренду участки земли без ограничения ее размера. Минимальный срок аренды 4 года, максимальный - не установлен. Иностранная фирма с болгарским участием, т.е. где хотя бы 1% капитала принадлежит гражданам или юридическим лицам Болгарии, имеет право покупки земли и лесов. Такое же право имеет и фирма, зарегистрированная в Болгарии, но учредителями которой являются иностранные физические или юридические лица. По всем законодательным нормам они не отличаются от фирм, учрежденных гражданами Болгарии.
Что нужно знать при заключении договора покупки недвижимости в Болгарии?
После выбора объекта покупки и проведения переговоров по выяснению основных условий, связанных с куплей-продажей недвижимости в Болгарии, следует заключение Предварительного договора купли-продажи. В нем оговариваются существенные условия, которые позже переносятся в Нотариальный акт, а именно: подробное описание покупаемого объекта недвижимости в Болгарии, срок сдачи в эксплуатацию - для строящегося жилья, цена, условия и сроки оплаты.
Схема оплаты устанавливается застройщиком в каждом конкретном случае и зависит в основном от степени готовности объекта. Может выглядеть например вот так: 30% после подписания предварительного договора, 40% при готовности объекта под чистовую отделку, 30% при оформлении нотариального акта.
При заключении предварительного договора купли-продажи недвижимости в Болгарии, для строящихся объектов необходимо ознакомиться с разрешительной документацией на право строительства, рекомендуем осмотреть уже реализованные проекты строительной компании.
При подписании предварительного договора оплачивается депозит (задаток) - обычно 10% от цены покупки, иногда 15 - 20%. Очень часто, особенно при покупке объектов на этапе строительства, подписанию Предварительного договора предшествует оплата резервационной суммы, обычно это 1000-2000 евро, которая является основанием для снятия выбранного Вами объекта недвижимости в Болгарии с продажи и фиксирования цены.
По желанию сторон предварительный договор может не заключаться, а сразу оформляется Нотариальный акт о передаче собственности и получение права распоряжаться недвижимым имуществом. Это актуально, когда покупатель готов сразу оплатить полную стоимость объекта.
После подписания нотариального акта продавцом и покупателем и заверки их подписей, нотариус предоставляет его в районный суд. Судья вносит изменение обстоятельств по объекту в государственный регистр недвижимого имущества и делает отметку о вписывании в самом Нотариальном акте.
Перед совершением сделки нотариусу представляется удостоверение (выписка) из того же регистра об отсутствии "тяжестей" объекта, т.е. о его "чистоте". В удостоверении отражается наличие ипотеки объекта, права на пользование объектом третьими лицами, запрет на продажу, открытые судебные дела и т.п. Оно же подтверждает принадлежность объекта конкретному лицу – продавцу.
При совершении сделок в подавляющем большинстве фигурируют две цифры: налоговая оценка стоимости недвижимости, выдаваемая территориальной налоговой службой и указываемая в Нотариальном акте (она обычно составляет 50% от реальной цены сделки) и реальная цена сделки, по которой производятся фактические расчеты. Базой при налогообложении является налоговая оценка недвижимости.
Исходя из налоговой стоимости объекта, определяются размер госпошлины на сделку, налог и нотариальная такса. В общей сложности они составляют около 3%.
Пример. Налоговая оценка объекта недвижимости - 100 000 лева
Гос.пошлина - 111 лева
Налог - 2000 лева
Нотариальная такса - 418. 50 лева
Итого - 2529. 50 лева
1 евро = 1. 95 лева
Для оформления недвижимости покупатель - иностранное физическое лицо должно представить загранпаспорт, при покупке на юридическое лицо - учредительные документы на фирму.